Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: в настоящее время в западном мире всё больше проявляется интерес к буддизму. Самым же популярным направлением буддизма среди представителей западной цивилизации стал чань-буддизм, который появился в результате слияния буддизма Махаяны и традиционных китайских вероучений. История буддизма в Китае, в особенности его ранняя история, связанная с его становлением, до сих пор мало изучена. Без понимания этой проблемы мы не сможем сказать, что имеем достаточно полное представление об истории буддизма в Китае. Становление этого популярного вероучения происходило на уровне его взаимодействия с традиционными религиозными верованиями китайцев. Также можно сказать, что проникновение буддизма в Китай считается одним из самых ярких примеров межкультурного взаимодействия этой страны с другими культурами в изучаемый нами период. Китайский буддизм представляет собой весьма сложную, многоуровневую и многоаспектную структуру философско-религиозной системы. Именно поэтому данная тема требует тщательного рассмотрения и изучения.
Объектом исследования является китайский буддизм в период с его распространения до момента упадка.
Предметом исследования является процесс распространения, адаптации и расцвета буддизма на территории Китая.
Хронологические рамки исследования охватывают период истории Китая с древнейших времен до IX в. Верхняя граница обусловлена тем, что, начиная с I века, буддизм постепенно проникает в Китай, и именно с этого времени в Китае появляются первые индийские проповедники. Нижняя граница обусловлена упадком учения в IX веке после продолжительных гонений на него.
Целью данной работы является исследование истории становления и формирования популярного вероучения буддизма в Китае.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть начальный период проникновения, распространения и китаизации буддизма в Китае;
- определить расцвет китайского буддизма ;
- раскрыть роль буддизма в становлении государственной власти в Китае;
- проанализировать буддизм и буддийские объединения в современном Китае.
Степень изученности рассматриваемой темы. Об истории проникновения буддизма в Китай написано достаточно большое количество работ, как в самом Китае, так и за его пределами. В отечественной историографии особое внимание стоит уделить работе Л.С. Васильева по данной теме «Культы, религии, традиции в Китае» , которая содержит большое количество информации по китайским религиям и учениям, в частности о буддизме. Буддизм в его работе рассматривается очень тщательно, детально описывается каждый этап трансформации учения от его проникновения в Китай до периода упадка.
Глубокое изучение китайской культуры проводится в энциклопедии «Духовная культура Китая», автором которой является М.Л. Титоренкл. В ней подробно описываются религия, искусство, философия, традиции китайской цивилизации на протяжении всего её существования .
При написании данной работы мы опирались на труды советского ученого-востоковеда Е.А. Торчинова , внёсшего огромный вклад в изучение китаизированного буддизма и его философии.
Стоит также отметить такого автора, как Н.В. Абаев, который проделал огромную работу в изучении, зародившегося в Китае, чань-буддизма, сделав упор на философское осмысление . А.В. Чебунин в своей работе характеризует основные этапы проникновения и становления буддийского учения в Китае, определяет его основные концептуальные понятия .
А.К. Хабдаева рассматривает вопрос взаимоотношения категорий буддийской культуры и принципов традиционных китайских учений, прежде всего конфуцианства и даосизма . Для написания данной работы нами была использована антология дзэн-буддийских текстов, составленная Дайсэцу Судзуки, который в значительной мере способствовал пробуждению на Западе такого интереса к одной из наиболее древних и глубоких религий Востока .
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Распространение буддизма в Китае, взаимодействие с традиционными китайскими верованиями
1.1 Начальный период проникновения, распространения и китаизации буддизма в Китае
Буддизм представляет собой одну из крупнейших идеологических систем в истории и современном мире, охватывая совокупность этических, религиозных и философских идей в вертикальном срезе, а также онтологических, антропологических и аксиологических идей в горизонтальном срезе. Его влияние на развитие человеческой цивилизации огромное, а ареал распространения обширный. В этот ареал входит и Китай, одно из древнейших государств мира, демонстрирующий в настоящее время выдающиеся достижения в области экономики и культуры. Во многом эти достижения обусловливаются традиционной духовной культурой, которая позволяет принимать новые формы развития, приспосабливая общество к изменяющимся геополитическим условиям .
В этом контексте процесс проникновения и китаизации буддизма в Китае, трансформации его в традиционный элемент собственной культуры, с одной стороны, расширил и углубил содержание традиционной духовной культуры, с другой — дал китайскому обществу богатый опыт взаимодействия с инородной культурой в плане ее адаптации в интересах своего развития. Дата начала проникновения буддизма в Китае представляет собой сложный вопрос в историко-методологическом плане.
Проблема заключается в том, что считать за отправную точку начала проникновения, а также каким образом это проникновение соотносится с распространением буддизма в Китае. Это может быть, во-первых, первый контакт китайцев с буддистами; во-вторых, знакомство китайцев с буддийским учением; в-третьих, проникновение буддистов в Китай; в-четвертых, принятие китайцами буддизма в качестве религии или идеологии и, в-пятых, начало воспроизводства буддийской модели личности в Китае. Вместе с тем в зависимости от методологической позиции данная проблема может решаться по-разному. Первый контакт китайцев с буддистами согласно записям «Сведений о трех сокровищах и исторических эпохах» (597 г.) носил легендарный характер.
Во времена правления Цинь Шихуан-ди (秦始皇, 246‒210 гг. до н. э.), основателя первой китайской империи, в Китай прибыли 18 монахов во главе с Ши Лифаном (释利防). Они привезли с собой сутры для проповедческой деятельности, однако Цинь Шихуан-ди приказал взять их под стражу, что вполне согласуется с той политикой идеологической централизации, которую он проводил. Ночью великан высотой в 6 чжанов (около 20 метров) разрушил тюрьму и выпустил монахов, после чего удивленный и напуганный император отпустил их с миром . Данный текст характеризуется краткостью и отсутствием важных деталей. Неизвестно, каким путем прибыли эти монахи, северным, из Центральной Азии, или морским, из Юго-Восточной Азии. Также не конкретизируется год их прибытия, хотя авторы четырехтомного труда «Китайский буддизм» указывают 218 г. до н. э.
Несмотря на это, а также определенный мистицизм, вероятность данного события достаточно высока, поскольку как раз к этому времени относятся буддийские посольства индийского царя Ашоки. Тем не менее последствий от данного контакта для китайской культуры не было, буддизм не закрепился в китайской среде, поэтому считать это событие началом проникновения буддизма в Китай не приходится. Факт первого знакомства китайцев с буддийским учением имеет уже более достоверный исторический характер. В «Записях о троецарствии» раздел «История Вэй» ссылается на «Историю Вэй» (魏略) Юй Хуаня (鱼豢), где упоминается событие 2 г. до н. э., когда бошидицзы (博士弟子 — чиновничье звание) Цзин Лу (景卢) от посланника Великих Юэчжи (Кушанское царство) И Цуня (伊存) получил устные наставления о буддийской сутре или о сутре Будды (浮屠经).
Данное событие также описывается весьма кратко, тем не менее авторитет источника не позволяет усомниться в достоверности описываемых фактов, поэтому в научной китайской среде считается вполне реальным и большинством исследователей признается за начало проникновения буддизма в Китай.
Источник не уточняет, где произошло это событие, то ли Цзин Лу был в Кушанском царстве, то ли И Цунь в самом Китае наставлял его, хотя большинство китайских исследователей склоняется ко второму варианту. Наибольшее же значение для них имеет упоминание «сутры Будды» в качестве первого письменного буддийского источника, представленного китайцу. В этом плане Фан Гуанчан считает «сутру Будды» первым буддийским текстом, переведенным на китайский язык, хотя в источнике не говорится конкретно о его переводе. Вполне возможно, что речь идет о компиляции буддийских сутр. Тан Юнтун более осторожно высказывается о наличие буддийских текстов на китайском языке в конце династии Западной Хань .
Проникновение буддистов в Китай в качестве отправной точки начала распространения буддийского учения в Китае также затруднительно, поскольку невозможно точно установить, когда первые буддисты прибыли в Китай, а также их дальнейший статус. Однако если это прибытие было официально легализировано и зафиксировано, тогда снимаются многие вопросы. Это понимали и китайские буддисты, выбрав за отправную точку проникновения буддизма в Китай легендарное приглашение буддистов императором Мин-ди (58‒76 гг. н. э.). Согласно «Сведениям о трех сокровищах и исторических эпохах», в 64 г. императору приснился золотой человек в 6 чжанов (около 20 метров), который летал во дворце и испускал яркий свет. Утром император попросил чиновников растолковать свой сон, и один из них по имени Фу И (傅毅) сказал, что на Западе имеется божество по имени Будда и это должно быть оно. Император посчитал это правдой и отправил посольство, во главе которого были Цинь Цзин (秦景) и Ван Цзунь (王遵), в Индию за буддийской Дхармой. Факт принятия китайцами буддизма в качестве идеологии или религии также трудно установить, поскольку он упирается в формальные признаки. Поклонение императора Уди статуе Будды, захваченной у сюнну, вполне могло быть формальным ритуалом «на всякий случай». Ни о каком принятии буддийского учения в данном случае нельзя говорить. Равным образом трудно установить, сколько китайцев могли заинтересоваться буддизмом в процессе торгово-культурного обмена с западными странами. В этом плане источники сохранили лишь упоминание о брате императора Мин-ди Чуйском ван Лю Ине (楚王英). В «Истории Поздней Хань» говорится, что Лю Ин в пожилые годы полюбил учение Хуан-ди и Лао-цзы, изучал учение Будды, придерживался постов и совершал жертвоприношения. Также упоминаются упасаки, мирские последователи, и шраманы, буддийские монахи, которые были в окружении Лю Ина .
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Сутра запуска колеса дхаммы (Дхамма-чакка-паваттанасутта)/ [Электронный ресурс]. URL http://ga777ag.narod.ru/text31.html (дата обращения: 18.11.2021)
2. Трактат о сущности передачи Ума // Дайсэцу Судзуки. Антология дзэн-буддийских текстов. СПб.,2005. С.159.
3. Фа инь (Голос Дхармы). 2000. № 5
4. 中国佛教. 四辑,上海:东方出版中心,1996. (Китайский буддизм: в 4 т.). Т. 1. С. 4.
5. 中国佛教通史. 赖永海主编. 第一卷,南京: 江苏人民出版社, 2010. (Всеобщая история китайского буддизма: в 15 т. / под ред. Лай Юнхаят. Т. 1).
6. 历代三宝纪 // 大正新修大藏经, № 2034, 15 цз. (Фэй Чанфан. Сведения о трех сокровищах и исторических эпохах).
Литература
7. Абаев Н.В. Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983.
8. Буддизм и государство на Дальнем Востоке.– СПб.; Изд-во «Восточная литература РАН», 1987.
9. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. Сборник статей.– М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. С. 17.
10. Буддизм: иллюстрированная энциклопедия. – М., 2012.
11. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.
12. Вопросы Милинды (Милиндапаньха)/ Пер. с пали, исслед. и коммент. А.В. Парибка.- М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989.
13. Горбунова С. А. Китай: религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства.– М.: ИД «ФОРУМ», 2008
14. Горбунова, С.А. Буддийские объединения в истории Китая XX в. (10-90-е годы). – М., 1998.
15. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. – М., 2006. С. 27.
16. Кравцова, М.Е. История культуры Китая. – СПб., 2003. С. 37.
17. Крюков, М.В., Этническая история китайцев в XIX – начале XX века / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. – М., 1993. С. 17.
18. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII–XIII вв.). М.: Наука, 1986.
19. Мазур Т. Г. Конфуцианство как идеология «служилого сословия» в сочинениях Хань Юя (768–824): автореф. … дис. канд. филос. наук. Улан-Удэ: 2003.
20. Мазур Т. Г. Хань Юй и буддизм (к вопросу об индивидуальном уровне существования религии в обществе) // Буддологические исследования: религиоведческий альманах. 2019. Вып. 2. С. 84–90.
21. Титаренко М.Л. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 т. Том 2. Мифология. Религия. М., 2007.
22. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. СПб. 2002.
23. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 1–8 / введ., пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 352с.
24. Хабдаева А.К. Буддизм и принципы традиционных китайских учений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012.- № 4(18), Ч.I. - С.188-191
25. Чебунин А.В. История проникновения и становления буддизма в Китае. Улан-Удэ,2009
26. Энциклопедия современной китайской культуры, под ред. Эдварда Л. Давис. – М., 2005. С. 58.
27. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ: Издво Бурят. гос. ун-та, 1998. – 285с.